Динамический показ, приуроченный к 80-летию принятия на вооружение полугусеничного тягача ЗиС-42 состоялся на выставке "Моторы войны"

Автор:
Tим 777 Патруль
Дата публикации:
16.04.2022 14:10
  • 535
  • 0

На выставке «Моторы войны» состоялся динамический показ, приуроченный к 80-летию принятия на вооружение советского полугусеничного тягача ЗИС-42. На сегодняшний момент это единственный ЗИС-42 раннего выпуска, доживший до наших дней. Машина восстановлена в мастерской Евгения Шаманского, она участвовала в ряде военно-исторических мероприятий, включая торжественный марш 7 ноября на Красной Площади. Начало Великой Отечественной войны существенно повлияло на программу оснащения Красной Армии новой техникой. Касалось это и автомобилей, и тягачей, как гусеничных, так и колёсных. Особенно критичной оказалась ситуация с тягачами для дивизионной артиллерии, наиболее массовых орудийных систем Красной Армии. Несмотря на то, что еще с 1937 года в производство пошел быстроходный трактор СТЗ-5, проблема с тягачами для орудий массой 1-3 тонны оставалась острой. Требовались более подвижные, нежели СТЗ-5, тягачи, в их числе рассматривались и новые полноприводные грузовые автомобили, которые осваивались на московском ЗИС. Незадолго до начала войны прошли сравнительные испытания, в которых участвовало несколько новых образцов автомобильной техники. В их числе оказался и ЗИС-22М, полугусеничный грузовой автомобиль, работы по которому начались еще в 1934 года. Предыдущий образец, ЗИС-22, приняли на вооружение и запустили в серию, но из частей пошли жалобы на недостатки ходовой части и необходимость установки более мощного двигателя. Выпуск ЗИС-22 приостановили, а в НАТИ (Научный Автотракторный Институт), совместно с КБ ЗИС, создали несколько улучшенных образцов. Наиболее удачным оказался НАТИ-52, он и получил обозначение ЗИС-22М. На испытаниях, которые продолжились и после начала войны, ЗИС-22М показал наилучшие результаты в качестве тягача дивизионной артиллерии. Машина вызвала повышенный интерес, ее решили запустить в серию. В сентябре 1941 года тягач стали именовать как ЗИС-42. Увы, частичная эвакуация ЗИС осенью 1941 года не дала возможность организовать выпуск ЗИС-42, но от идеи не отказались. В апреле 1942 года было принято решение об организации производства ЗИС-42. 13 апреля 1942 года вышло постановление ГКО №1587с «О производстве полугусеничных автомашин ЗИС-42». Окончательно работы утвердили 26 апреля 1942 года. Первые автомобили сдали в сентябре 1942 года, до конца войны сдали около 5200 машин данного типа. Их основным предназначением стало использование как артиллерийских тягачей. Первые машины выпускались с мотором ЗИС-5, в конце 1942 года начался выпуск ЗИС-42М с более мощным двигателем. Ныне таких машин сохранились считанные единицы.

  • 535
  • 0

Комментарии (0)

Для того, чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться или авторизоваться.